Анализ работы социального педагога
В 2020-2021 учебном году перед социальным педагогом ставилась цель:
содействие эффективному развитию, социализации, сохранению и укреплению здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса, социальная защита ребенка, оказание ему социальной помощи, организация реабилитации и адаптации в обществе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Защита прав и интересов ребенка;
- Обеспечение досуга учащихся с целью предупреждения правонарушений;
- Профилактика предупреждения правонарушений и преступлений учащихся;
- Социально – психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме. Установление причин затруднений во взаимоотношениях с окружающими. Предупреждение конфликтных ситуаций.
- Социально – информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах правовой культуры, социальной защиты.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И РОДИТЕЛЯМИ.
Анализируя методическую работу социального педагога с педагогическим коллективом и родителями с 2020 по 2021 учебные года можно сделать следующие выводы:
- число консультаций для родителей увеличилось на 15.
- число консультаций для учащихся увеличилось на 40.
- консультаций для педагогов – на 40, что способствовало повышению профессионального уровня педагогического коллектива и вызвало интерес к проблеме работы с семьями, находящимися в СОП; активизировало работу классных руководителей по своевременному выявлению детей «группы риска».
Следует отметить, что, несмотря на возросшее количество выступлений, социальный уровень, уровень культуры и неактивность родителей, а так же мотивация учащихся на учебную деятельность остается на среднем уровне и поэтому в следующем учебном году работу в этом направлении следует продолжить.
В этом учебном году возросло количество обращений:
- родителей по вопросам летней занятости, оформления материальной и натуральной помощи, воспитания подростков и др.
- учащихся по вопросам разрешения конфликтных ситуаций, нормализации детско-родительских отношений, летнего трудоустройства, внеурочная занятость.
- педагогов по вопросам составления социальных паспортов, характеристик, актов ЖБУ, алгоритм посещения семей учащихся на дому, выявления неблагополучия в семье, определения статуса семьи, признание ребенка нуждающимся в помощи государства и пр.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ,
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАЩИХСЯ И ИХ СЕМЕЙ.
Основным направлением аналитико-диагностической деятельности является составление социального паспорта школы, пополнение и обновление картотек всех категорий учащихся.здоровья;яют овья учащ учащихся
Контингент обучающихся средней школы №7 г. Каракол на 1-сентября 2020-года составил 454 учащихся. Анализируя «социальные паспорта классов» были выявлены и поставлены на учет следующие категории учащихся:
- Учащиеся группы риска-4,
- Учащиеся группы полусирот-20,
- Учащиеся группы сирот-3,
- Многодетные семьи – 40, в них детей – 20, школьников – 20.
- Семьи опекунов – 10, школьников – 10.
- Семьи, имеющие детей – инвалидов – 11, школьников – 11.
- Семьи, где подростки состоят на учете в ПДН ОП за правонарушения и преступления – 2, в них детей – 2, школьников – 2.
- Неполные семьи –50 .
- Учащиеся социальных сирот-11,
- Учащиеся группы мигрантов-22,
- Учащиеся группы малообеспеченные-23,
- Учащиеся группы риска г. Каракол-2,
- Учащиеся группы неблагополучных семей-17,
Анализируя социальный паспорт школы за три года, можно отметить:
- Количество многодетных семей увеличелось на 5 % .
- Уменьшилось количество семей состоящих на учёте в ИДН, с 6 до 4.
- Малоимущих семей в 2020 г. увеличилось на 3.
- Количество семей воспитывающих детей — инвалидов за три года осталось на прежнем уровне.
- Значительно уменьшилось количество неполных семей с 50 в 2019 году до 30 в 2021 г.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
С МНОГОДЕТНЫМИ, МАЛОИМУЩИМИ
И СОЦИАЛЬНО – НЕЗАЩИЩЕНЫМИ СЕМЬЯМИ.
В начале учебного года была собрана информация о детях из многодетных семей. Таких детей в школе 40.
Малоимущих семей, подтвердивших малообеспеченность соответствующими документами на 20.04.2021 года, в школе – 23.
В течение 2020-2021 учебного года зарегистрировано 11 социально – незащищенных детей, что составило 4 % от общего числа учащихся. К ним относятся учащиеся из следующих семей:
- Семьи опекунов – 10, в них 10 подопечных учащихся
- Семьи, имеющие ребенка – инвалида – 11.
- Семьи, где воспитываются дети «группы риска»:
внутришкольный контроль — 4 учащихся и ИДН г . Каракол – 2 учащихся.
- Семьи, находящиеся в социально – опасном положении – 1,
в них учащихся — 2.
- Неполные семьи –50 семей, в них детей – 70, из них учащихся школы — 40 по уточненным сведениям, поданными классными руководителями.
В 2020 – 2021 учебном году все учащиеся школы данных категорий были посещены на дому классными руководителями, социальным педагогом, администрацией центра. По результатам посещения были составлены акты ЖБУ.
С семей воспитывающих детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2 раза в год, с целью сверки, собираются сведения о попечителях, о динамики состояния здоровья и учёбы подопечных, о внеурочной занятости подопечных, о выполнении рекомендаций педагогов и медицинских работников и т.д.
Так же социальным педагогом в течение года оказывается помощь попечителям в оформлении документов на получение компенсации стоимости проезда, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С опекунами проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию помощи.
В ходе акции «Помоги собраться в школу» в 2020 – 2021 учебном году была оказана помощь 10 учащимся – школьной и спортивной формой, обувью, канцелярскими принадлежностями и т.д.
Проведение акций «Помоги собраться в школу», «Гарантии права на общее образование – каждому подростку» позволило сократить число детей, не посещающих школу по неуважительным причинам и практически исключить неявку школьников на занятия по социальным причинам.
25.12.2021 года на губернаторскую елку, проходившую в Драматическом театре – для детей из малообеспеченных семей, были приглашены 3 учащихся центра: Аппаев Мустафа- 3 а классе, Павлова Анна-2 а класса, Павлов Владимир 3 а классе.
На протяжении всего учебного года все учащиеся из многодетных и малоимущих семей были обеспечены:
- горячим питанием — 40 учащихся.
Детям и родителям из семей, находящимся в СОП, из малоимущих и многодетных семей силами центра в течение всего учебного года оказывалась помощь в обучении, оформлении документов на питание и в пришкольный лагерь, помощь в воспитании детей и т.д.
ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКАХ И СЕКЦИЯХ:
Одним из наиболее важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделялось развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции. В школе созданы и работают кружки и секции: «Легкой аттелике», «Комуз», «Танцевательная группа Виваданс», «Теннис», «Театральный Жаш талант», «Футбол», «Профориентация», «Адабият».
Так же школа тесно сотрудничает с КЮМ. Учащиеся, требующие повышенного внимания, посещают кружки и секции, которые имеются в школе и в КЮМе. Посещение кружковой деятельности учащимися нашей школы составляет 100 % , из них занятость детей «группы риска» во внеурочное время составляет 100 %.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ, МОТИВАЦИЯ К ЗОЖ:
Показателями успешного формирования и развития культуры здоровья, мотивации к ЗОЖ являются критерии:
- количество учащихся, состоящих на диспансерном учете;
- количество учащихся, освидетельствованных в наркодиспансере;
- количество учащихся, посещающих спортивные секции;
- количество учащихся, принимающих участие в мероприятиях по профилактике ЗОЖ;
- отношение учащихся к нормам ЗОЖ;
С 11.11.19 – 06.12.20 г. в школе проводился месячник мероприятий по профилактике вредных привычек, по развитию ценностей ЗОЖ. В этом мероприятии активно участвовали классные руководители 1-11 классов, педагоги-организаторы, учителя физкультуры, медицинская сестра центра, педагог – психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь школы и социальный педагог. Проведены беседы классных руководителей по темам: «Профилактика и преодоление вредных привычек», «Причины развития алкогольной зависимости среди подростков», «Какие существуют заболевания» и т.д. Так же инспектором ИДН, Сарыкеевым Мырзой Султанбековичем, были проведены беседы и лекции на тему «Молодёжь против наркотиков», «Уголовная и административная ответственность, последствия употребления», наркотических средств», «Какие существуют заболевания», «Профилактика ПАВ», “Ранняя беременность среди подростков”, “Ранние браки” и т.д.
В 2020 – 2021 учебном году в нашу школу приходила с лекцией врач из центра семейной медицины Ибраева М.А. на тему “Ранняя беременность и ее последствия”.
Число учащихся, задержанных при распитии спиртных напитков, снизилось на с 5 до 1 учащегося. С помощью анкетирования удалось выявить, что некоторые подростки мало представляют последствия употребления наркотиков. Многие учащиеся не знакомы с основами законодательства, юридически безграмотны. Исходя из этого, необходимо организовать работу с учащимися по изучению основ законодательства, увеличить количество классных часов по профилактике алкоголизма и наркомании, провести круглый стол с родителями по привитию культуры общения с детьми и т.д.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,
ПРОПУСКАЮЩИМИ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
В течение 2020 – 2021 учебного года проводится ежедневный контроль посещаемости учеников, выясняются причины их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с родителями и классными руководителями. По окончанию каждой четверти классными руководителями давался полный отчет о проделанной работе по предупреждению пропусков уроков без уважительных причин.
Совершившие правонарушения или преступления во внеурочное время и поставленные на учет в ИДН г Каракол – 2, из них Сыдыков Эмир. –11, Камирдинов Кямран – 11 класс.
С этими несовершеннолетними подростками проводится планомерная целенаправленная работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и их родителями или с законными представителями проводилась путем разработки и реализации индивидуальных планов работы с несовершеннолетними и их семьями. Посещение семьи социальным педагогом совместно с инспектором, классным руководителем.
Установлено тесное сотрудничество с ИДН г. Каракол. Стали традиционными «Советы профилактики», индивидуальные и коллективные профилактические беседы с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за их время провождением. Организация внеурочной и каникулярной занятости.
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ
С УЧАЩИМИСЯ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений и преступлений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы и согласованным с начальником ИДН.
Изучив контингент подростков и их семей, начиная с младших классов, были выявлены учащиеся и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Решение личностных проблем обучающихся отслеживается по следующим показателям:
- динамика учащихся, состоящих на учете в ИДН в школе
- динамика количества детей и семей, состоящих на учете в ИДН в школе и г Каракол.
- количество детей, находящихся под опекой;
- результаты реализации коррекционных программ;
Динамика учащихся, состоящих на учете:
Воспитательно-профилактическая работа в школе характеризуется в 2020 – 2021 учебном году следующими цифрами: 2019 году на учете состояло 10 учащихся, 2020 году 6 учащихся, 2021 году 4. 2 учащихся на учете ИДН г. Каракол.
Количество безнадзорных детей в 2021 учебном году сократилось до 1. Проведенный анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетними, показывает, что основной причиной их совершения является отсутствие контроля со стороны родителей, попустительское отношение последних к поступкам детей и их педагогическая некомпетентность.
В течение учебного 2020 – 2021 года проводился ежедневный контроль посещаемости занятий учениками, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства обучающегося. Проводилась профилактическая работа с родителями: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспектором по делам несовершеннолетних.
За учебный год было проведено 8 заседаний Совета профилактики, На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:
- Формирование банка данных на «трудных» подростков, подростков «группы риска», подростков из неблагополучных семей. Организация сотрудничества с правоохранительными органами. Утверждения плана ИДН г. Каракол и соц защиты г. Каракол;
- Внеурочная занятость подростков как способ профилактики совершения правонарушений;
- Асоциальные семьи. Помощь детям из асоциальных семей;
- Внеурочная занятость подростков как способ профилактики совершения правонарушений;
- Работа, с регулярно нарушающими дисциплину в школе;
- Беседа «Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей»;
- профилактика грубых нарушений дисциплины в школе, пропусков учебных занятий;
Были рассмотрены так же аналитические вопросы:
- Анализ занятости детей «группы риска»;
- Мониторинг по успеваемости, посещаемости, дисциплине отдельный учащихся, не состоящих на ВШУ;
- Анализ работы педагогического коллектива с семьями находящимися в ИДН;
- Информация о выявленных учащихся «группы риска» для постановки на ИДН.
Также на заседания приглашались учителя – предметники, родители и учащиеся с низкой успеваемостью, на которых проводились профилактические беседы, результат которых — оказание педагогической помощи родителям в воспитании детей.
В этом учебном году уменьшилось количество родителей, которые не являются на заседания «Совета профилактики». С родителями пришли 15 учащихся, без родителей – 0 учащихся, не явились по уважительной причине – 0 учащихся с родителями, проигнорировали приглашение без уважительной причины – 0 учащихся с родителями. По всем учащимся были приняты решения. У 10 учащихся наблюдается положительная динамика, учащиеся совместно с родителями выполняют рекомендации педагогов, исправили оценки и поведение и т.д. С остальными 2 учащимися и родителями продолжим в 2021 – 2022 учебном году вести работу по коррекции поведения, помощи в обучении, исправлении оценок, занятости во внеурочное время и т.д.
Так же в 2020 – 2021 учебном году было проведено выездное заседание комиссии по делам несовершеннолетних на базе нашей школы. Основным вопросом, рассматриваемым на заседании, был вопрос успеваемости и посещаемости занятий учащимися разных классов; рассмотрение дел о неисполнении родительских обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; дисциплине; разбирались вопросы о правонарушениях, совершенных как на территории школы, так и за её пределами. По этим вопросам было заслушано 13 персональных дел учащихся. По всем были приняты решения.
Между заседаниями «Совет профилактики» не прекращает работу. Ежедневно заместитель директора по УВР и социальный педагог занимается текущими вопросами организации воспитательной работы; профилактики безнадзорности, правонарушений; осуществляет контроль за занятостью обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных секциях.
В дальнейшем «Совет Профилактики» продолжит свою работу по объединению усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, в создании единой системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе.
Исходя из вышеизложенного, следует, что средней школы №7 г. Каракол ведется профилактическая работа с учащимися и их семьями. Наблюдается положительная динамика с неблагополучными семьями, с учащимися пропускающими занятия без уважительной причины. Создаются условия для формирования активно-отрицательной позиции по отношению к наркотикам и вредным привычкам у школьников. Формируется чувство личной ответственности за здоровый образ жизни. Ведётся работа по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, по оказанию помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении, выявлению и пресечению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, оказанию психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки учащихся.
Вопросы о состоянии проделанной работы регулярно заслушиваются на совещаниях при директоре, на заседаниях педагогического совета, родительского совета школы, совещаниях учителей. Администрацией и педагогами школы проводится индивидуальная профилактическая работа с подростками и семьями, находящимися в социально — опасном положении, осуществляется контроль за посещаемостью обучающихся и их успеваемостью, поддерживается тесная связь с родителями подростков. Но проблема тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей; остается еще актуальной, над ней необходимо работать в следующем учебном году.
Задачи на 2021 – 2022 учебный год:
- Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптации;
- Осуществление контроля за посещаемостью учащихся;
- Продолжить работу с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи;
- Оказание помощи семьям учащихся, нуждающимся в психологической консультации, совместно с психологом школы;
- Профилактика предупреждения правонарушений и преступлений учащихся;
- Продолжить взаимодействие с инспектором ИДН, с семейным врачом – поликлинике пгт. Пристань и соц. защиты пгт. Пристань и г. Каракол.
- Проводить рейды в семьи детей мигрантов регулярно.
- Продолжать оказывать моральную, материальную и психологическую поддержку семей и детей всех категорий. Способстовать организации отдыха детей.