Социально-психологическая служба

Анализ работы социального педагога

В 2020-2021 учебном году перед социальным педагогом ставилась цель:

 

содействие эффективному развитию, социализации, сохранению и укреплению  здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса, социальная защита ребенка, оказание ему социальной помощи, организация реабилитации и адаптации в обществе.

 

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 

  1. Защита прав и интересов ребенка;
  2. Обеспечение досуга учащихся с целью предупреждения правонарушений;
  3. Профилактика предупреждения правонарушений и преступлений учащихся;
  4. Социально – психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме. Установление причин затруднений во взаимоотношениях с окружающими. Предупреждение конфликтных ситуаций.
  5. Социально – информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
  6. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах правовой культуры, социальной защиты.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И РОДИТЕЛЯМИ.

 

Анализируя методическую работу социального педагога с педагогическим коллективом и родителями с 2020 по 2021  учебные года можно сделать следующие выводы:

  • число консультаций для родителей увеличилось на 15.
  • число консультаций для учащихся увеличилось на 40.
  • консультаций для педагогов – на 40, что способствовало повышению профессионального уровня педагогического коллектива и вызвало интерес к проблеме работы с семьями, находящимися в СОП; активизировало работу классных руководителей по своевременному выявлению детей «группы риска».

 

Следует отметить, что, несмотря на возросшее количество выступлений, социальный уровень, уровень   культуры и неактивность родителей, а так же мотивация учащихся на учебную деятельность остается на среднем уровне и поэтому в следующем учебном году работу в этом направлении следует продолжить.

В этом учебном году возросло количество обращений:

  • родителей по вопросам летней занятости, оформления материальной и натуральной помощи, воспитания подростков и др.
  • учащихся по вопросам разрешения конфликтных ситуаций, нормализации детско-родительских отношений, летнего трудоустройства, внеурочная занятость.
  • педагогов по вопросам составления социальных паспортов, характеристик, актов ЖБУ, алгоритм посещения семей учащихся на дому, выявления неблагополучия в семье, определения статуса семьи, признание ребенка нуждающимся в помощи государства и пр.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ,

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАЩИХСЯ И ИХ СЕМЕЙ.

 

Основным направлением аналитико-диагностической деятельности является составление социального паспорта школы, пополнение и обновление картотек всех категорий учащихся.здоровья;яют овья учащ учащихся

Контингент обучающихся средней школы №7 г. Каракол на 1-сентября 2020-года составил 454 учащихся. Анализируя «социальные паспорта классов» были выявлены и поставлены на учет следующие категории учащихся:

  1. Учащиеся группы риска-4,
  2. Учащиеся группы полусирот-20,
  3. Учащиеся группы сирот-3,
  4. Многодетные семьи – 40, в них детей – 20, школьников – 20.
  5. Семьи опекунов – 10, школьников – 10.
  6. Семьи, имеющие детей – инвалидов – 11, школьников – 11.
  7. Семьи, где подростки состоят на учете в ПДН ОП за правонарушения и преступления – 2, в них детей – 2, школьников – 2.
  8. Неполные семьи –50 .
  9. Учащиеся социальных сирот-11,
  10. Учащиеся группы мигрантов-22,
  11. Учащиеся группы малообеспеченные-23,
  12. Учащиеся группы риска г. Каракол-2,
  13. Учащиеся группы неблагополучных семей-17,

 

Анализируя социальный паспорт школы за три года, можно отметить:

  • Количество многодетных семей увеличелось на 5 % .
  • Уменьшилось количество семей состоящих на учёте в ИДН,  с 6 до 4.
  • Малоимущих семей  в 2020 г. увеличилось на 3.
  • Количество семей воспитывающих  детей — инвалидов за три года осталось на прежнем уровне.
  • Значительно уменьшилось количество неполных семей с 50 в 2019 году до 30 в 2021 г.

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

С МНОГОДЕТНЫМИ, МАЛОИМУЩИМИ

 И СОЦИАЛЬНО – НЕЗАЩИЩЕНЫМИ СЕМЬЯМИ.

 

В начале учебного года была собрана информация о детях из многодетных семей. Таких детей в школе 40.

       Малоимущих семей, подтвердивших малообеспеченность соответствующими документами на 20.04.2021 года, в школе – 23.

        В течение 2020-2021 учебного года зарегистрировано  11 социально – незащищенных детей, что составило 4 % от общего числа учащихся. К ним относятся учащиеся из следующих семей:

  1. Семьи опекунов – 10, в них 10 подопечных учащихся
  2. Семьи, имеющие ребенка – инвалида – 11.
  3. Семьи, где воспитываются дети «группы риска»:

      внутришкольный контроль  —  4 учащихся и ИДН г . Каракол2 учащихся.

  1. Семьи, находящиеся в социально – опасном положении – 1,

      в них учащихся  — 2.

  1. Неполные семьи –50 семей, в них детей – 70, из них учащихся школы — 40 по уточненным сведениям, поданными классными руководителями.

В 2020 – 2021 учебном году все учащиеся школы данных категорий были посещены на дому классными руководителями, социальным педагогом, администрацией центра. По результатам посещения были составлены акты ЖБУ.

С семей воспитывающих детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  2 раза в год, с целью сверки, собираются сведения о попечителях, о динамики состояния здоровья и учёбы подопечных, о внеурочной занятости подопечных, о выполнении рекомендаций педагогов и медицинских работников и т.д.

Так же социальным педагогом в течение года оказывается помощь попечителям в оформлении документов на получение компенсации стоимости проезда, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С опекунами проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию помощи. 

В ходе акции «Помоги собраться в школу» в 2020 – 2021 учебном году  была оказана помощь 10 учащимся – школьной и спортивной формой, обувью, канцелярскими принадлежностями и т.д.

Проведение акций «Помоги собраться в школу», «Гарантии права на общее образование – каждому подростку» позволило сократить число детей, не посещающих школу по неуважительным причинам и практически исключить неявку школьников на занятия по социальным причинам.

 

25.12.2021 года на губернаторскую елку, проходившую в Драматическом театре – для детей из малообеспеченных семей, были приглашены 3 учащихся центра: Аппаев Мустафа- 3 а классе, Павлова Анна-2 а класса, Павлов Владимир 3 а классе.

На протяжении всего учебного года  все учащиеся из многодетных и малоимущих семей были обеспечены:

  • горячим питанием — 40 учащихся.

Детям и родителям из семей, находящимся в СОП, из малоимущих и многодетных семей силами центра  в течение всего учебного года оказывалась помощь в обучении, оформлении документов на питание и в пришкольный лагерь, помощь в воспитании детей и т.д.

ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ В КРУЖКАХ И СЕКЦИЯХ:

Одним из наиболее важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделялось развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции. В школе созданы и работают кружки и секции: «Легкой аттелике», «Комуз», «Танцевательная группа Виваданс», «Теннис», «Театральный Жаш талант», «Футбол»,  «Профориентация», «Адабият».

Так же школа тесно сотрудничает с КЮМ. Учащиеся, требующие повышенного внимания, посещают кружки и секции, которые имеются в школе и в КЮМе. Посещение кружковой деятельности учащимися нашей школы составляет 100 % , из них занятость детей «группы риска» во внеурочное время составляет 100 %.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ, МОТИВАЦИЯ К ЗОЖ:

Показателями успешного формирования и развития культуры здоровья, мотивации к ЗОЖ являются критерии:

  1. количество учащихся, состоящих на диспансерном учете;
  2. количество учащихся, освидетельствованных в наркодиспансере;
  3. количество учащихся, посещающих спортивные секции;
  4. количество учащихся, принимающих участие в мероприятиях по профилактике ЗОЖ;
  5. отношение учащихся к нормам ЗОЖ;

С 11.11.19 – 06.12.20 г. в школе проводился месячник  мероприятий по профилактике вредных привычек, по развитию ценностей ЗОЖ. В этом мероприятии активно участвовали классные руководители 1-11 классов, педагоги-организаторы, учителя физкультуры, медицинская сестра центра, педагог – психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь школы и социальный педагог. Проведены  беседы классных руководителей по темам: «Профилактика и преодоление вредных привычек», «Причины развития алкогольной зависимости среди подростков», «Какие существуют заболевания» и т.д. Так же инспектором ИДН, Сарыкеевым Мырзой Султанбековичем, были проведены беседы и лекции на тему «Молодёжь против наркотиков», «Уголовная и административная ответственность, последствия употребления»,  наркотических средств», «Какие существуют заболевания», «Профилактика ПАВ», “Ранняя беременность среди подростков”, “Ранние браки” и т.д.

В 2020 – 2021 учебном году в нашу школу приходила с лекцией врач из центра семейной медицины Ибраева М.А. на тему “Ранняя беременность и ее последствия”.

Число учащихся, задержанных при распитии спиртных напитков, снизилось на с 5 до 1  учащегося. С помощью анкетирования удалось выявить, что некоторые подростки мало представляют последствия употребления наркотиков. Многие учащиеся не знакомы с основами законодательства, юридически безграмотны. Исходя из этого, необходимо организовать работу с учащимися по изучению основ законодательства, увеличить количество классных часов по профилактике алкоголизма и наркомании, провести круглый стол с родителями по привитию культуры общения с детьми и т.д.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,

ПРОПУСКАЮЩИМИ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

В течение 2020 – 2021 учебного  года проводится ежедневный контроль посещаемости учеников, выясняются причины их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с родителями и классными руководителями. По окончанию каждой четверти классными руководителями давался полный отчет о проделанной работе по предупреждению  пропусков уроков без уважительных причин.

       Совершившие правонарушения или преступления во внеурочное время и поставленные на учет в ИДН г Каракол2, из них Сыдыков Эмир. –11, Камирдинов Кямран – 11 класс.

С этими несовершеннолетними подростками проводится планомерная целенаправленная работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и их родителями или с законными представителями проводилась путем разработки и реализации индивидуальных планов работы с  несовершеннолетними и их семьями. Посещение семьи социальным педагогом совместно с инспектором, классным руководителем.

Установлено тесное сотрудничество с ИДН г. Каракол. Стали традиционными «Советы профилактики», индивидуальные и коллективные профилактические беседы с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за их время провождением. Организация внеурочной и каникулярной занятости.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

С УЧАЩИМИСЯ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений и преступлений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы и согласованным с  начальником ИДН.

Изучив контингент подростков и их семей, начиная с младших классов, были выявлены учащиеся и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Решение личностных проблем обучающихся отслеживается по следующим показателям:

  1. динамика учащихся, состоящих на учете в ИДН в школе
  2. динамика количества детей и семей, состоящих на учете в ИДН в школе и г Каракол.
  3. количество детей, находящихся под опекой;
  4. результаты реализации коррекционных программ;

Динамика учащихся, состоящих на учете:

Воспитательно-профилактическая работа в школе характеризуется в 2020 – 2021 учебном году следующими цифрами: 2019 году на учете состояло 10 учащихся, 2020 году 6 учащихся, 2021 году 4. 2 учащихся на учете ИДН г. Каракол.

Количество безнадзорных детей в 2021 учебном году сократилось до 1.   Проведенный анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетними, показывает, что основной причиной их совершения является отсутствие контроля со стороны родителей, попустительское отношение последних к поступкам детей и их педагогическая некомпетентность.

В течение учебного 2020 – 2021 года проводился ежедневный контроль посещаемости занятий учениками, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства обучающегося. Проводилась профилактическая работа с родителями: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспектором по делам несовершеннолетних.

      За  учебный год было проведено 8 заседаний Совета профилактики, На заседаниях были  рассмотрены следующие вопросы:

  • Формирование банка данных на «трудных» подростков, подростков «группы риска», подростков из неблагополучных семей. Организация сотрудничества с правоохранительными органами. Утверждения плана ИДН г. Каракол и соц защиты г. Каракол;
  • Внеурочная занятость подростков как способ профилактики совершения правонарушений;
  • Асоциальные семьи. Помощь детям из асоциальных семей;
  • Внеурочная занятость подростков как способ профилактики совершения правонарушений;
  • Работа, с регулярно нарушающими дисциплину в школе;
  • Беседа  «Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей»;
  • профилактика грубых нарушений дисциплины в школе, пропусков учебных занятий;

Были рассмотрены так же аналитические вопросы:

  • Анализ занятости детей «группы риска»;
  • Мониторинг по успеваемости, посещаемости, дисциплине отдельный учащихся, не состоящих на ВШУ;
  • Анализ работы педагогического коллектива с семьями находящимися в ИДН;
  • Информация о выявленных учащихся «группы риска» для постановки на ИДН.

Также на заседания приглашались учителя – предметники, родители и учащиеся с низкой успеваемостью, на которых проводились профилактические беседы, результат которых — оказание педагогической помощи родителям в воспитании детей.

В этом учебном году уменьшилось количество родителей, которые не являются на заседания «Совета профилактики».  С родителями пришли 15 учащихся, без родителей – 0 учащихся, не явились по уважительной причине – 0 учащихся с родителями, проигнорировали приглашение без уважительной причины – 0 учащихся с родителями. По всем учащимся были приняты решения. У 10 учащихся наблюдается положительная динамика, учащиеся совместно с родителями выполняют рекомендации педагогов, исправили оценки и поведение и т.д. С остальными 2 учащимися  и родителями продолжим в 2021 – 2022 учебном году вести работу по коррекции поведения, помощи в обучении, исправлении оценок, занятости во внеурочное время и т.д.

Так же в 2020 – 2021 учебном году было проведено выездное заседание комиссии по делам несовершеннолетних на базе нашей школы. Основным вопросом, рассматриваемым на заседании, был вопрос  успеваемости и посещаемости занятий учащимися разных классов; рассмотрение дел о неисполнении родительских обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; дисциплине; разбирались вопросы о правонарушениях, совершенных как на территории школы, так и за её пределами. По этим вопросам было заслушано 13 персональных дел учащихся. По всем были приняты решения.

Между заседаниями «Совет профилактики» не прекращает работу. Ежедневно заместитель директора по УВР и социальный педагог занимается текущими вопросами организации воспитательной работы; профилактики безнадзорности, правонарушений; осуществляет контроль  за  занятостью обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных секциях.

В дальнейшем «Совет Профилактики» продолжит свою работу  по объединению усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, в создании единой системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе.

Исходя из вышеизложенного, следует, что  средней школы №7 г. Каракол ведется профилактическая работа с учащимися и их семьями. Наблюдается положительная динамика с неблагополучными семьями, с учащимися пропускающими занятия без уважительной причины. Создаются условия для формирования активно-отрицательной позиции по отношению к наркотикам и вредным привычкам у школьников. Формируется чувство личной ответственности за здоровый образ жизни. Ведётся работа по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, по оказанию помощи семьям, находящимся в социально-опасном положении, выявлению и пресечению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, оказанию психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки учащихся.

Вопросы о состоянии проделанной работы регулярно заслушиваются на совещаниях при директоре, на заседаниях педагогического совета, родительского совета школы, совещаниях учителей. Администрацией и педагогами школы проводится индивидуальная профилактическая работа с подростками и семьями, находящимися в социально — опасном положении, осуществляется контроль за посещаемостью обучающихся и их успеваемостью, поддерживается тесная связь с родителями подростков. Но проблема тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность  или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей; остается еще актуальной, над ней необходимо работать в следующем учебном году.

 

Задачи на 2021 – 2022 учебный год:

 

  1. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптации;
  2. Осуществление контроля за посещаемостью учащихся;
  3. Продолжить работу с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи;
  4.  Оказание помощи семьям учащихся, нуждающимся в психологической консультации, совместно с психологом школы;
  5. Профилактика предупреждения правонарушений и преступлений учащихся;
  6.  Продолжить взаимодействие с инспектором  ИДН, с семейным врачом – поликлинике пгт. Пристань и соц. защиты пгт. Пристань и г. Каракол.
  7. Проводить рейды в семьи детей мигрантов регулярно.
  8. Продолжать оказывать моральную, материальную и психологическую  поддержку семей и детей всех категорий. Способстовать организации отдыха детей.